Острый вопрос
ПРОЙДУСЬ ПО ГАУЛЯЙТЕРСКОЙ, СВЕРНУ НА ГИТЛЕРЮГЕНДА. Откуда под городом-героем Мурманском появился переулок имени нациста?

Самые удивительные вещи иногда обнаруживаешь прямо под носом. В то время как даже в Болгарии и Польше, у которых исторически очень непростые взаимоотношения с Россией, боятся переходить определенную моральную черту в отношении к прошлому - в первой жители Пловдива встают на защиту Алеши от нападок неофашистов, а во второй за памятник советским воинам вступается сам президент, - неподалеку от города-героя Мурманска, в Кандалакше, уже почти два десятка лет преспокойно существует переулок имени настоящего нацистского преступника. Несложные поиски позволили понять, каким образом это произошло. Хотя оставили открытым вопрос "зачем?".

Особенности национального законотворчества

Речь идет о переулке Германа Гмайнера, появившемся в Кандалакше в 2002 году. Это произошло после открытия здесь «Детской деревни SOS». И на первый, поверхностный взгляд все выглядит логичным: Гмайнер - основатель мировой сети таких учреждений, в честь него и переименована бывшая улица Данилова, на которой построили здания деревни. Но это официальный статус Гмайнера последних десятилетий. О том, кем был он ранее, стараются умалчивать. И к этому вернемся чуть позже, а пока сделаем небольшое любопытное отступление на тему местного документотворчества.

Согласно документам, имя Гмайнера в Кандалакше было увековечено так. В сентябре 2002 г. в адрес главы муниципального образования г. Кандалакша Голубева В.П. было направлено заявление директора «Детской деревни SOS – Кандалакша» Соловьева И.И. о необходимости регистрации данной Деревни в органах юстиции с просьбой при вводе в эксплуатацию рассмотреть возможность присвоения улице или переулка, на котором расположена Деревня, имени Германа Гмайнера согласно существующей во Всемирной организации «SOS-KINDERDORF INTERNATIONAL» традиции.

В архиве есть две официальные бумаги по этому поводу. Первая - это Распоряжение главы муниципального образования № 266-р от 25.09.2002 г. о присвоении улице с расположенным объектом «Деревня» имени Данилова - с оговоркой "только на период строительства". Второй документ - Акт приёмки строительства объекта приёмочной комиссией, в котором уже значится адрес: переулок Гмайнера, д. 1. А вот документов, указывающих на лицо или группу лиц, принявших решение о присвоении данного имени улице, в архивах и муниципальных органах Кандалакши не имеется.

Детский вопрос

А теперь вернемся к герою нашего исследования. Согласно данным, которые, как уже было сказано выше, не афишируются организаторами Деревень SOS, но все же имеются в интернете, Герман Гмайнер был призван в вермахт в 1940 году. Воевал в составе вермахта на территории Финляндии, СССР и Венгрии. В 1945 г. с многочисленными ранениями доставлен в лазарет города Брегенц - город, который во время Второй мировой войны был освобождён одним из последних (союзнические войска вошли в него 1 мая 1945 г.). Гмайнер служил в звании унтер-офицера, при получении которого военнослужащий проходил специальную проверку через Гестапо, военную подготовку и идеологическую обработку.

Защитники Гмайнера этот этап его биографии пытаются представить как вынужденный и возникший под давлением обстоятельств. Мол, все воевали, и он воевал. Но факт остается фактом. Он прошёл всю войну от начала и до конца. Являясь унтер-офицером, он командовал военным подразделением, а значит, проводил требуемую от обладателя такого звания идеологическую обработку подчиненного состава.

А теперь об интересе Гмайнера к детям. Подтвержден факт того, что Гмайнер называл своим учителем и соратником другого нациста - Ганса Аспергера. Они активно сотрудничали и вместе организовывали проект «Детские деревни – SOS». Согласно исследованию историка Венского медицинского университета Хервига Чеха (опубликовано в журнале «Molecular Autist» в апреле 2018 г., исследование проводилось на протяжении 8 лет), Аспергер, будучи председателем кафедры педиатрии Венского университета, направлял психически неполноценных детей в клинику «Ам Шпигельгрунд», где за годы войны были умерщвлены свыше 800 детей, средний возраст которых не превышал 6 лет. Дети подвергались эвтаназии в рамках программы умерщвления «Т-4» - евгенической программы нацистов, изначально подразумевавшей стерилизацию, а затем физическое уничтожение людей с психическими расстройствами, умственно-отсталых и наследственно отягощённых больных.

Хервиг Чех обнаружил множество документов и заметок, написанных лично Аспергером, в том числе около тысячи записей, сделанных в 1938-1944 годах. Анализ записей показал, что Аспергер разделял идеологию нацистов, в том числе относительно «расовой гигиены», т.е. уничтожения людей под предлогом их расовой неполноценности.

Также Аспергер, согласно официально опубликованной (хотя, вероятно, тщательно подчищенной биографии), во время Второй Мировой войны служил врачом на территории Хорватии, где находился один из самых крупных по количеству жертв лагерь Ясеновац. Именно в этот период он работал над исследованием по описанию синдрома, названного впоследствии его именем. В 1944 г. он опубликовал данный научный труд. Вопрос о том, где Аспергер в то время и в той местности получал материал для исследования и на ком проводил опыты, до сих пор остаётся без ответа.

Перевоспитание или мимикрия?

После войны Гмайнер - согласно версии, выдвигаемой опять-таки его защитниками, - пересмотрел свое прошлое и решил посвятить жизнь помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации. Созданная им и Аспергером в конце 1940-х годов транснациональная благотворительная организация «Детские деревни - SOS» на сегодняшний день действует в 134 странах. В общей сложности создано 550 «Детских деревень – SOS» и реализуется более 1,5 тысячи различных проектов и программ в рамках их деятельности. О том, какую идеологию несут эти проекты сегодня, скажем позже, а до этого приведем информацию о том, с чего все начиналось.

Ханс Вайс, независимый исследователь и писатель, работавший психологом в одном из объектов «Детские Деревни - SOS», написал в своей книге «Место преступления – детский дом»: «В SOS-деревнях дети подвергались селекции по признаку даже незначительных физических недостатков и могли попасть в отделение психиатрии <…> в г. Инсбрук, где их избивали и издевались над ними. <…> Это были отголоски той (фашисткой) идеологии, стремившейся создать нового человека, проворного как гончая, крепкого как кожа и твёрдого как Крупповская сталь». Тезисы диссертации Ханса Вайса, включавшие обнародованные факты о деятельности «Детских деревень SOS», до сих пор называют «репортажем о широкомасштабном преступлении против человечества».

Немецкий доктор современной истории в университете Иннсбрук Хорст Шрайбер в книге «Обязано к молчанию: Опыт из SOS-деревень» анализирует структурные моменты в истории этой организации, а также бытующие там репрессии и насилие, делая вывод, что это скорее характеристика системы, а не перекос на местах или частные случаи.

Кто подает SOS?

Организация, курирующая работу Детских деревень, очень заботится о своём имидже и буквально заполонила интернет пропагандистскими сайтами, исключающими какую-либо критику как в адрес организации, так и в адрес её создателей. Касательно Гмайнера, необходимо отметить, что значительные пробелы в его биографии периода 1941-1945 гг. также свидетельствуют о сознательном умалчивании реальных фактов.

Организация избирает странами присутствия государства Африки, Латинской Америки, а начиная с 90-х годов - территорию постсоветского пространства (Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан).

На территории России организация «Детские деревни - SOS» действует с 1995 года. Первая деревня была построена в Томилино, где начал работу на российской территории гуманитарный благотворительный фонд «SOS – Детские Деревни – Норвегия», впоследствии активно внедрявший здесь свои программы помощи приёмным родителям, методы работы, а также требования норвежской ювенальной юстиции. Естественно, программы эти полностью соотвеКто подает SOS?тствуют идеологии организации, а не России.

Организация «SOS – Детские Деревни – Норвегия» в 2010 г. была исключена из реестра Минюста РФ, однако фактически продолжила финансирование своих построенных объектов. И тут сокрыт еще один любопытный момент. Иностранными спонсорами детских деревень (судя по их годовым отчётам) выступают очень крупные финансовые, консалтинговые и юридические компании, такие как Morgan Stanly International Foundation, организация AIESEC (глобальная неполитическая независимая некоммерческая организация с целью раскрытия и развития лидерского и профессионального потенциала), Evolution & Phylanthrory (зарегистрированная в Великобритании некоммерческая организация по управлению знаниями, которая является частью крупного холдинга и работает в основном в России), один из крупнейших финансовых конгломератов в мире HSB; Boston Consulting Group; The International Women’s Club of Moscow; немецкая лютеранская община св. Анны и св. Петра и другие.

Возвращаясь к идеологии организации, можно привести имеющиеся в интернете мнения экспертов, которые отмечают необходимость повышенного внимания региональных властей и образовательных организаций к проблеме иностранного влияния на семейную политику, представляющего угрозу национальной безопасности, а также необходимость детально и предметно изучать организации, проникающие в сферу воспитания и образования на территории государства под видом благотворительности, в первую очередь это касается организации «Детские деревни - SOS». Так, по имеющимся в открытом доступе данным, организация продвигает идею сбора данных, способных оценивать наиболее уязвимых детей. Цели и методы воспитания, реализуемые педагогические программы на территории объектов данной организации, скрываются.

И напоследок еще раз непосредственно о переулке имени как минимум бывшего нациста Гмайнера. Эта традиция внедряется в разных странах, где действуют Детские деревни. А это, по сути, если не героизация, то как минимум реабилитация фашизма и нацистской идеологии под видом благотворительности. В Западной Европе гораздо больше истерики поднимают по поводу советского прошлого, чем фашистского, очень толерантно относясь к преступлениям нацистов. Не так широко известно, но документально подтверждено, что многие, в том числе крупные нацистские преступники после Второй мировой войны продолжали безбедно жить не только в далеких землях где-нибудь в Латинской Америке, но и в европейских странах, и даже в ФРГ.

И если деятельность непосредственно Детских деревень для полноценной картины требует независимой оценки экспертов и компетентных органов, то свободно насаждаемая идеология толерантности к нацизму в стране, победившей ценой огромных жертв фашизм, уже явно выходит за всякие рамки. Тем не менее, по переулку имени нациста в Кандалакше до сих пор гуляют русские дети.